О чтении лекций с параллельной трансляцией экрана
Предлагается к обсуждению и улучшению авторская методика чтения лекций, основанная на трансляции экрана компьютера, на котором демонстрируются основные постулаты теоретической части учебного материала, иллюстрации, схемы и прочие отсылки к информационному наполнению, но в первую очередь — в режиме реального разбираются практические примеры и решения типовых задач.
Особенности преподавания предметно-теоретических дисциплин
Программирование — это область, в которой классическая педагогическая триада, «знания - умения - навыки» имеет довольно короткую итерацию: освоенный материал требует немедленного практического применения, без которого невозможно оценить пробелы и искажения знаний. «Работает» ли программа, написанная на бумажке? Нет ли неявных логических ошибок в алгоритме? Нелишне вспомнить и о том, то проблема самоприменимости неразрешима. Строго говоря, алгоритм является решением задачи, только если он выдаёт правильное решение на всех возможных входных наборах данных.
С другой стороны, отношение к этой области как к чистой практике провоцирует куда большие заблуждений, чем программирование на бумажке. Практикуемый в некоторых нематематических (а в последнее время — даже и в математических!) отраслях подход к составлению программ как выбору набора подходящих рецептов из справочника приносит самые удручающие результаты.
Кроме того важную роль в обучении играют стили и парадигмы программирования, то есть практики порождения программных текстов, отвечающих не только заданному алгоритму, но и способам его реализации. Говоря более общим языком, за теоретической базой следует обязательное опредмечивание этого знания, со своими принципами и методами.
Из сказанного косвенно следует, что классические «университетские» способы подачи, проработки и закрепления материала — лекции, семинары и практикум — могут оказаться не столь уж эффективными и во время изучения алгоритмов на пером курсе, и во время изучения очередного современного языка программирования на последующих ступенях обучения. Кажется довольно утомительным потратить два академических часа на изучение ситаксиса конструкций языка программирования по картинкам в режиме «сколько успеем», чтобы потом восстанавливать их смысл на практических занятиях: как уже было сказано выше, итеративный цикл в программировании, по-видимому, существенно короче.
Ещё одна особенность программирования: все три составляющие — теория, технология и практика — опираются на один и тот же инструментарий, хотя совершенно определённо не сливаются друг с другом. Некоторый подраздел языка программирования — возьмём, к примеру, декораторы в Python — одновременно представляет теоретический интерес как аспект метапрограммирования и как инструмент сохранения цельности пространства имён; при этом вопросы теории иллюстрируются и поясняются примерами на самом Python с помощью соответствующей синтаксической конструкции; и эта же конструкция присутствует в разныхз местах стандартной библиотеки Python для практического решения технологических задач (допустим, методы классов и статические методы вводятся путём декорирования обычных методов), а также широко используется, скажем, в веб-технологиях.
- План-конспект (некоторая обозримая его часть) лекции как ориентир «вы находитесь здесь»
- План-конспект опубликован и доступен онлайн.
- Порождение программного текста в реальном времени (в одном или нескольких инструментах разработки)
- В том числе с ошибками
Разбор получившихся примеров
готовые блоки программного текста используются только когда они большие, и требуют модификации
- Как следствие, отсутствие доски (опорная информация есть либо в план-конспекте, либо в окне инструмента разработки)
- Запись экрана и голоса = запись лекции
- для оживления можно добавить говорящую голову
- Трансляция лекции онлайн
- Отсутствие «презентации» и вообще слайдов
ключевые утверждения в лаконичном оформлении — очень удобный формат, но в данном случае он был бы уже третьим текстом на экране, и большая часть его функций удовлетворяется иными способами
Сразу необходимо заметить, что предлагаемая методика не универсальна: она требует как специальной организации учебного материала, так и некоторых персональных навыков его подачи.
Перспективы
Реакция аудитории?
TODO ?